Воздушные змеи. Инструкция по запуску воздушных змеев. Руководство пользователя

Мануал впервые опубликован в 1988 году, дополнения вносились вплоть до 1996 года.

Это полная инструкция по воздушным змеям (Кайтам). Она включает в себя разделы по базовой технике пилотирования, поправки на ветер, вступительные маневры, совершенствование воздушных змеев и т.д.

Любители Кайта называют ее «Библией»


Примечание:

Законам физики подвластны все воздушные змеи (кайты) без исключения. В зависимости от силы ветра, массы и дизайна воздушного змея меняется его поведение, но опять таки не противореча законам физики. Данный мануал и автор, его написавший, не несет никакой ответственности и не дает гарантий, касательно использованию воздушных змеев, как согласно правилам пилотирования, так и вне каких либо правил. Этот мануал не рассказывает вам, как сделать воздушный змей или о кайт истории, мы лишь хотели бы передать азы пилотирования и немножко приподнять завесу над этими хрупкими, но грациозными созданиями – воздушными змеями (кайтами).

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Глава 1 - Всё о ветре и местности


Характеристики ветра

Большинство людей не тратят много времени на определение ветра, да и вообще думая о ветре. Моряки, летчики или другие чья профессия связана с ветром станут исключением, потому что для обычных людей средний ветер мало влияет на их повседневную жизнь и, как правило, они не замечают какие то незначительные изменения.

Воздушные змеи (кайты) бывают разные. Сама по себе связь кайт - ветер представляет собой систему, в которой ветер это двигатель, нет двигателя – нет полета.

Опытные летчики, и те, кто непосредственно связан с ветром, имеют привычку смотреть за ветром практически постоянно, даже когда не летают. Они смотрят на флаги, деревья, круги на воде и другие признаки движения воздуха в пространстве.

Осознание ветра – это то, что превращает из любителя ветра в опытного летчика. Поэтому вне зависимости от того какой у вас уровень подготовки, хотим вас предостеречь, ветер ни в чем не виноват! Многие стали думать, что ветер должен их слушать и делать то, что они скажут, но мы вас разочаруем, всё в точности наоборот, это вы должны «слушать» ветер, предугадывать его поведение, потому что ветер сам по себе, и он вправе делать то, что ему заблагорассудится. Если вы научитесь справляться с энергией ветра и будете направлять его в нужное русло, то вы станете одним из лучших воздушных покорителей.

Так что начинайте наблюдать за ветром, станьте одним из тех задумчивых наблюдателей, которые всегда замечают малейшее изменение ветра.

Ветер имеет две характеристики: Плавность (гладкость) и Сила!

Поговорим в первую очередь про ПЛАВНОСТЬ (ГЛАДКОСТЬ)

Найти гладкий ветер для полетов так же важно как найти гладкую дорогу для комфортной езды. К сожалению, нет такого понятия как «устойчивый бриз», точно так же как и нет совершенно идеальных дорог без ухабов и ямок. Хоть вам и кажется что ветер зачастую устойчивый и ровный, и что это всего лишь масса воздуха перемещающаяся с одного места на другое, то тут еще есть куча нюансов. На ветер влияет множество факторов, как например трение с землей, которая замедляет его движение, так же такие препятствия как деревья, здания и холмы создают не мало преград для ветра, в том числе и изменение температуры, которая так же сильно влияет на ветровой режим.

Давайте рассмотрим ветер на картинках, направление стрелки будет указывать о направлении ветра, а длинна стрелки о его скорости.

Если бы земля была совершенно плоской, то ветер выглядел бы следующим образом:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg


Трение воздуха с поверхностью земли заставляет воздух вблизи грунта двигаться медленней, чем в верхних слоях, даже если ветер довольно сильный.

аа


Вы даже можете это проверить на себе, в ветреный день можете просто принять горизонтально положение по отношению к земле и почувствуете, на сколько сильно изменилась сила ветра. Другими словами, чем ближе ветер к земле тем он сильнее замедляется, это явление создает так называемый пограничный слой - область от уровня земли, до уровня в котором ветер уже не подвержен воздействию трения. Всё что выше пограничного слоя называется свободный поток или набегающий.

Вот что следует знать о пограничном слое, его толщина варьируются. И, как правило, воздушный змей лучше всего держать в свободных слоях, так как пограничные слои менее устойчивые.

Пограничный слой – это тот слой, который мы не можем изменить, но мы можем с ним научиться работать. Но есть такое понятие как Турбулентность, и это определенно плохая новость.

Турбулентность порождает всё, что попадается на пути ветра, будь то камень, дерево, здание или любое другое препятствие, даже ваш воздушный змей (кайт) порождает некоторую турбулентность. Турбулентность с подветренной стороны от препятствия называется его аэродинамической тенью. Все тени ветра постепенно исчезают, в зависимости от отдаления от препятствия, но это происходит не сразу.

 Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg


 К примеру тень от обычного дерева простирается на несколько сотен метров, в то время как большое здание может оставить тень длинной полтора километра.

Трудность полета в турбулентных условиях заключается в том, что вы будете испытывать внезапное и непредсказуемое изменение направление и силы ветра. В зависимости от тяжести турбулентности справиться с ней будет или легко или в крайнем случае не возможно.  

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

 СИЛА является другой важной характеристикой ветра

Определяя ветер и говоря о силе ветра, давайте сразу определим среднее значение силы ветра, и зачастую эта цифра равна 5м/с. В тот или иной момент времени сила ветра, другими словами его скорость будет меняться.

Наверное для лучшего понимания силы ветра вам следует посмотреть на таблицу «Beaufort» Бофорта. Ее разработал Адмирал сэр Фрэнсис Бофорт в 1806 году в качестве стандартного руководства для описывания силы ветра на парусных судах. Таблица была нами доработана и слегка подогнана под воздушные змеи, чтобы вам было понятнее.

Таблица Бофорта:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg


Выбираем место для полета.

Есть две основные вещи, которые следует учитывать при выборе места для полета, это рельеф местности и безопасность территории запуска.

Местность – как мы уже знаем полет в турбулентность является нелегким занятием. И  возникает турбулентность в связи с препятствиями, но не только теми которые находятся на земле, но и могут быть вызваны неровностями формы земли. Давайте рассмотрим как воздух протекает по холму:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

На наветренной (лицевой) стороне холма поток воздуха сжимается и ускоряется. Эта часть холма хороша для пилотирования, а такая идеальная форма холма может даже помочь сгладить турбулентность, которая будет образовываться на обратной стороне холма.  Как вы уже поняли, с обратной стороны холма ветер и его поток заметно будет отличаться от потока перед холмом. Ветер протекая над холмом образует турбулентность, которая может вирироваться от умеренной до тяжелой, в зависимости силы ветра формы холма.

Если небольшой наклон положительно влияет на полетные характеристики, то вы, наверное, решите что крутой склон будет хорошим местом, но так ли это в действительности? давайте разбираться…

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Резкий разрыв у подножья утеса заставляет ветер попадать в некий тупик, образовывая зону турбулентности. А разрыв в верхней части на примере обратной стороны холма также образовывает зону турбулентности. То есть, как вы уже поняли, скалы не лучше место для запуска воздушного змея.

Идеальным местом для полетов будет огромная широкая площадка, в идеале без различных деревьев и преград. Самым лучшим советом для вас будет не запускать воздушный змей с подветренной стороны от деревьев, зданий или геологических формаций, и избегать зоны турбулентных теней.

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Безопасность

 Мы будем много говорить о безопасности, вы часто будете слышать об этом от ваших друзей, владельцев кайт магазинов и других специализированных организаций по воздушным змеям, и всё потому , что воздушный змей в небе хоть и управляем но не предсказуем, как и не предсказуем ветер. Вы можете травмировать окружающих, травмироваться сами, повредить оборудование. Даже в умеренный ветер скорость воздушного змея может быть около 100 км/ч, и я думаю вы понимаете что нет ничего приятного в том что с такой скоростью на вас обрушится что то с неба. Еще большую опасность представляют натянутые стропы , так что не стоит пренебрегать советами по технике безопасности. 

Вот еще один из самых основных советов безопасности, к которому вы обязательно должны прислушаться - держитесь подальше от линий электро передач! Все кто говорят что кайты не проводят электричество, это ложь, а если кайт мокрый и вы запускаете его в грозу, то это еще большая опасность! 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Самый главный совет - это следите за окружающими. Самый распространенный пример: прекрасный день, идеальный ветер, есть только ты и твой воздушный змей, но вскоре твой кайт привлекает людей, слышны ахи охи вздохи, зрителей становится всё больше)

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

 Некоторых детей привлекает ваш воздушный змей и они бегают преследуя его, вам это льстит, вы стараетесь показать какой нибудь трюк, кайт выписывает мыслимые и немыслимые пируэты, вам кажется что всё просто идеально, но это не так, вы в беде! Потому что независимо насколько ты хорош, на сколько ты подготовлен, есть правила и их следует соблюдать! Ветер не предсказуемая штука, и если ваша ситуация схожа с этой, то советуем в первую очередь рассказать об опасности для детей их родителям, скажите им что самое лучшее и безопасное место это за спиной пилотируемого. 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

В общем чем лучше вы подойдете к выбору места запуска воздушного змея, тем меньше вероятность, что что то пойдет не так. Площадка для запуска должна быть хорошо просматриваемая и желательно чем больше тем лучше. Будьте осторожны, имейте здравый смысл и с вами и с вашим воздушным змеем всё будет хорошо!

Глава 2 - Первый полет 

Большинство людей которые катаются на велосипедах научились ехать на нем не сразу, было множество падений, синяков и разочарований, но они не сдавались и снова и снова садились на седло совершая новые попытки. Не стоит об этом забывать и при обучении пилотированию воздушным змеем. Если у вас сразу не получилось пробуйте еще, не стоит сдаваться после первых двух-трех неудач. Если вы никогда не запускали воздушного змея, и по близости нет никого кто бы смог вас научить, не расстраивайтесь, мы постараемся вам помочь, вот несколько советов для этого:

1) Почти каждый воздушный змей, который вы можете купить продается с инструкцией, поэтому обязательно изучите ее всю. Если ее нет, можете обратиться в магазин где вы ее приобрели, вам помогут. Инструкция обычно содержит полезную информацию как о воздушном змее в целом, так и о запуске. 

2) Надеюсь вы прочитали предыдущую главу, и имеете представление о выборе места запуска. Вы должны определить для себя одно или пару мест идеально подходящих для запуска. 

3) Проверьте скорость (силу) ветра. Для вашего первого запуска идеальным ветром будет 8 м/с, больше тоже хорошо но уже не так просто.  

4) Если есть возможность, возьмите с собой помощника, его наличие облегчит запуск в разы. Так же возьмите с собой обрезок дюбеля, или что то по типу отвертки, это будет вашим грунт-якорем, про него мы поговорим позже.


Сборка воздушного змея (кайта) 

При сборке просто следует указаниям производителя, обычно в инструкции все подробно описано. У воздушных змеев есть отличия, но в общих чертах они все похожи. Почти все они выполнены из прозрачных виниловых трубок и распорок, которые грубо говоря и являются каркасом вашего воздушного змея. Собирая кайт убедитесь что все трубки встали в распорках крепко и до конца, потому что плохо закрепленный каркас может попросту развалиться в небе, или при малейшем падении воздушный змей придется собирать заново. 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

В качестве совета, можете положить небольшой рулончик изоленты в портфель, если какие то лонжероны постоянно выскакивают, то можете закрепить их таким способом. 

После того как ваш каркас собран, внимательно осмотрите стропы. Для идеального запуска все стропы Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg должны быть отдельно друг от друга и не перекручены с самим каркасом воздушного змея. Залог хорошего запуска это внимательная подготовка .Если на концах строп еще нет петелек, то обязательно изучите как их делать, есть особая инструкция по прикреплению строп к воздушным змеям. Обычно силовые стропы крепят напрямую к оснастке вертлюга, который помогает уменьшая закручивание строп. 

Так же частой ошибкой при первом запуске бывает неверно взятый не в ту руку дескриптор, это в том случае если планка состоит из двух отдельных ручек. Со стороны это выглядит забавно, вы хотите от кайта правый поворот, тянете за правую ручку а он летит влево))Так что обязательно убедитесь что взяли нужную ручку в нужную руку, обычно правая обозначается каким нибудь красным элементом, если на ваших ручках этого нет можете сами раскрасить их. 

ВАЖНО: При покупке воздушного змея, измерьте его трубки и все остальные части, это нужно в том случае , если ваш воздушный змей сломается и одна из частей потеряется вы сможете ее найти, купить и заменить.

Разложите стропы прямо с наветренной стороны, длинна обычно варьируется от 30 до 45 метров. Стропы короче этой длинны  уменьшают время ответа воздушного змея на ваше управление, и кайт двигается слишком быстро, что не очень хорошо для первых запусков и обучения. 


Запуск

Итак, вы взяли ручки управления воздушным змеем, красную в правую руку как вы уже знаете. Попросите вашего помощника взять кайт, пускай он его держит за основание или центр распорок. Должно образоваться натяжение строп между вами и вашим помощником. С точки зрения вашего помощника это должно выглядеть примерно так:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg  Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Предпусковой контроль:

1) Проверьте ту область где предположительно будет летать ваш воздушный змей, желательно на наличие там людей или других опасностей.

2) Оглянитесь назад, там должно быть много места для маневров и ваших передвижений. 

3) Убедитесь что все стропы имеют одинаковое натяжение .

4) Убедитесь, что в небе нет других воздушных змеев, с которыми вы могли бы столкнуться в небе.

Ну вот вроде вы уже научились запускать воздушный змей (кайт) , он парит в небе, вы в восторге, но остается еще такой момент, что делать если у вас нет помощника, или он попросту не может в данный момент вам помочь, сидеть дома и ждать ? Нет! Определенно нужно учиться запускать воздушный змей самостоятельно! 

Самостоятельный запуск
Самостоятельный запуск требует большей подготовки и терпения, и отличается между собой способом запуска в зависимости от модели воздушного кайта, мы разберем запуск на таких моделях как Дельта и Бриллиант. Их имеется большое количество форм и размеров. 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg


1) Разложите стропы прямо с наветренной стороны, положите ручки так чтобы правая ( красная) была по правую руку. Помните про грунт-якорь? Вот теперь он нам понадобится, вам следует закрепить ваши ручки для управления в грунте в виде якоря. Воткните якорь в землю под углом в сторону от кайта, а ручки со стропами расположите как бы поверх якоря.

 Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

2) Возьмитесь за сам воздушный змей и идя как бы спиной назад натяните стропы , следите чтобы якорь не вырвало из грунта. Запуская воздушный змей по типу Дельта, расположить его нужно так , чтобы он был к земле основой и наклонен немного назад. А  алмазный змей должен стоять на боковой стойке, с одной стороны нос уткнуть в землю, а другой направить вверх. 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

3) Теперь возвращаемся к якорю, берем ручки управления воздушным змеем и еще раз проверяем натяжку строп, но делать это нужно слегка, так как если вы сильно их потяните на себя, то кайт начнет преждевременно пытаться взлететь, или попросту завалится на землю.  

4) Не забывайте о правилах предпускового контроля. 

5) Дальнейшие движения для того чтобы совершить отрыв воздушного змея (кайта) от земли нужно делать таким образом: отходим пару тройку шагов назад:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Есть еще такая полезная техника запуска воздушного змея по типу Дельта:

Если вы запускаете кайт на пляже где много песка, и ваш якорь не может быть надежно закреплен, делайте следующее. Разложите воздушный змей плашмя на его "спину" то есть внешнюю часть, и насыпьте на нижние края песка, особенно на углы. Потом возвращаетесь к ручкам управления и осторожно тяните за них. Кайт должен начинать привставать и наполняться ветром, песок будет медленно но верно осыпаться освобождая кайт и поднимая его в небо.

Итак, вы научились запускать воздушный змей, можете теперь оттачивать свое мастерство. Но вот что хотелось бы еще сказать, и предостеречь. Если вы решили не на долго отойти от воздушного змея и понадеялись на якорь, то это может вам "выйти боком". Нельзя, запомните, НЕЛЬЗЯ оставлять готовый к запуску воздушный змей без присмотра!

Воздушный змей по типу Парафойл.jpg

Отдельно хочется рассказать про самостоятельный запуск воздушных змеев по типу Парафоил.

Парафоил (англ. parafoil) — мягкое тканевое оболочковое крыло, надувающееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъёмная сила создаётся благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Этим термином часто называют бескаркасный тип кайта. Парафойл состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции.

Особенностью такого воздушного змея (кайта) является то, что он будет летать только если воздухозаборники наполняются ветром. Случаются случаи, когда в них попадает песок или другой мусор и кайт перестает летать как прежде,  приходится его сажать и прочищать секции.  

Для запуска воздушного змея с помощью помощника не требуется особого труда, ваш помощник должен встать сзади воздушного змея , взяться с двух сторон за купол и воздухозаборники расположить по ветру так чтобы они при первом подбрасывании наполнились воздухом, а вы в свою очередь должны будете просто натянуть стропы и кайт взмоет в небо. 

Техника самостоятельного запуска без помощи не чуть не сложнее. Для этого вам необходимо расположить воздушный змей внешней стороной к земле, воздухозаборниками от ветра, присыпать его немного песком, но только ту часть которая закрыта от попадания песка и другого мусора. Потом отойти к ручкам управления (планке), сделать пару шагов назад, натянуть стропы. При этом натяжении строп передний край кайта, который в данный момент не присыпан песком и обладает открытыми секциями для забора воздуха начинает приподниматься и наполняться воздухом. Еще пару движений, шаг два назад и воздушный змей расправив все секции и наполнив их воздухом отправляется прямиком в небо. 

Запуск в более сильный ветер одному в принципе возможен, но есть вероятность, что пока вы будете идти к ручкам управления кайт наполнится воздухом и самопроизвольно начнет взлетать, а уж если вы не позаботились о грунт-якоре то ваш воздушный змей может натворить много бед. 


Глава 3 - Основы пилотирования  

Рулевое управление  

Вы уже можете поднять воздушный змей (кайт) в небо, но у вас возникают трудности с управлением, мы вам постараемся помочь в этом:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Вот собственно и вся история с управлением) Какой бы маневр вы не хотели совершить и какой бы он не был сложности, есть базовые понятия по пилотированию, и заключаются они в поворотах направо и налево. Но тем не менее давайте остановимся по подробней на каждом из движений.  

При движении прямо кайт не должен обязательно перемещаться вертикально вверх, понятие воздушный змей летит прямо означает что он двигается по прямой линии в небе. Ниже на рисунке представлены варианты движения прямо:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Существует большое различие воздушных змеев по типам, моделям и конструкциям, и соответственно какие то лучше летают прямо, какие то лучше в различных трюках, более юркие или же менее управляемые - всё зависит от типа змея, но так же и от конструкции, потому что к примеру одна дельта может выполнять некоторые маневры лучше чем другая . Лучшее что вы можете сделать в этом случае, это поэкспериментировать с различными типами и марками змеев. 

Когда вы тянете правую ручку на себя воздушный змей соответственно реагирует тем что начинает поворачивать направо, но не обязательно что он полетит именно в правую часть неба, это зависит всё же от правильности ваших движений и от того что вам нужно от кайта. Достаточно просто задать направление змею и он легко к примеру переместиться с левого в правый край ветрового окна.

В каждой из этих картинок ниже воздушный змей (кайт) поворачивает направо (левые повороты работают по такому же принципу):

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Сколько бы вы не сделали кайтлупов , ваш воздушный змей всегда останется в небе и будет управляем. Для того чтобы размотать стропы, которые перекрутились во время кайтлупов достаточно направить кайт в другую сторону. 

Позиции тела

Правильная позиция для пилотирования , это та которая позволит вам получать удовольствие от управления и одновременно отдыхать. Нет ничего сложного, просто встаньте прямо, руки по бокам согнуты в локтях, локти прижаты к телу, ну или близко к телу, взгляд устремлен в небо на воздушный змей. Движения плавные и целенаправленные , то есть или влево или вправо, не надо ничего придумывать и пытаться тянуть за стропы как то особенно сильно или в сторону.

Запомните :
Все лишние движения лишь тратят вашу энергию и не более 
Держа руки сверху над головой кайт не полетит выше
Сжимая крепче ручки управления контроль за воздушным змеем не улучшится
Движение бёдрами не изменит положение кайта
Держа руки дальше друг от друга вы только усложните управление

Сосредоточьтесь на полете, следите за кайтом и одновременно продумывайте его траекторию, старайтесь управляя воздушным змеем перемещать его по небу так как вам этого хочется. Какие то специальные дополнительные или порой излишние движения только привлекут внимание других лиц но не добавят вашему полету ничего положительного. 

Не забывайте улыбаться ))) Запуск воздушного змея должен быть веселым занятием ;)

Первые маневры

Давайте вернемся в тот момент когда вы только научились запускать воздушный змей, и вам конечно же хочется выполнить какой ни будь маневр, или даже просто осмысленный элемент пилотирования. Давайте попробуем вам помочь в этом:

При запуске воздушный змей устремляется вверх:

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Ваши ручки управления размещены на одинаковом уровне, кайт может отклоняться влево или вправо. Если кайт поворачивает в одну сторону, то добавьте немного натяжения на противоположную стропу, чтобы выровнять направление кайта. 

Если кайт поворачивает влево, тянуть немного вправо.

Если он поворачивает направо, потяните немного влево. 

При достижении определенной высоты потяните за правую ручку и направьте воздушный змей направо, при этом не перестарайтесь. Движение должно быть плавным, не допускайте того, чтобы змей совершил кайтлуп (петлю).

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

После этого, когда кайт пролетел примерно 1/4 петли, тяните за левую ручку управления, таким образом чтобы кайт сделал левый поворот гораздо выше траектории первого правого поворота. Затем ведите воздушный змей прямо, не переусердствуйте с левым поворотом во избежание петли.

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg


Затем снова НАПРАВО , и ПРЯМО

Запуск воздушных змеев

Поздравляем!! Вы только что сделали горизонтальную восьмерку. Теперь сделайте это снова!

Самый лучший способ освоить пилотирование воздушным змеем (кайтом) это снова и снова пробовать что то новое и оттачивать маневры которые уже выучили. Со временем вы поймете, что в пилотировании главное утонченность и точность, что деликатность куда лучше чем грубая сила. 

Примечание:  Никогда не бросайте ручки управления когда воздушный змей находится в небе, это может привести к печальным последствиям. Некоторые модели змеев могут после этого планировать на дальние расстояния, а "болтающиеся" за ним ручки управления имею прямую опасность всем кто находится на земле, без контроля человека они могут быть опасны!


Посадка

Существует три вида посадки воздушного змея, но мы конкретно остановимся на первых двух: случайная , нормальная и то что мы называем "Орел приземлился", третий способ является самым сложным и требует отдельных навыков.

Случайная (аварийная) посадка, по своей сути не является способом посадки воздушного змея, так как в большинстве случаев кайт падает на землю из за неумения его правильно приземлить, ну или просто банально не желания сделать это аккуратно. Единственный минус данного способа кроме эстетики пилотирования, это то что вы можете легко повредить воздушный змей. Сломав к примеру один из лонжеронов не так трудно его отремонтировать, но кому хочется этим заниматься вместо того чтобы запускать воздушный змей. Обычная реакция человека, который по той или иной причине не удержал кайт в небе и наблюдает его неконтролируемое падение, это вцепиться покрепче в ручки и натянуть их на себя, делая при этом шаг ли два назад.

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg


 Так делают 90% всех начинающих, и это правда. Но так делать не нужно, как вы уже поняли, так как натягивая стропы и потянув их на себя вы только придадите ускорение кайту и он рухнет на землю с большей силой , чем если бы вы ничего не делали. Весь смысл в том, что весь полет зависит от того как напряжены стропы, нет напряжения нет и полета. Если вы отпускаете воздушный змей, то он практически останавливается в воздухе, а потом планирует на землю как обычный листок. Всё что от вас требуется, это попытаться уменьшить натяжение, если есть возможность то можно быстро побежать по направлению к куполу. Это самый надежный и безопасный способ сохранить воздушный змей при аварийной посадке. 

Нормальная (рекомендуемая) посадка, это запланированная посадка воздушного змея в точку куда вы бы хотели его приземлить. При этом используется тот факт, что воздушный змей теряет скорость и тягу опускаясь в край ветрового окна , будь это правый или левый край , без разницы. 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Выполняя приземление вам нужно вести кайт под небольшим углом к краю ветрового окна, почувствовав что тяга стала меньше, и когда до земли остались считанные метры, вам нужно сделать лёгкий левый поворот, это позволит вывести ваш воздушный змей параллельно земле. После чего возможно полное ослабление строп , или еще одно движение рукой , но только уже вправо и воздушный змей очень нежно сам по себе приземлится на землю.  Поздравляем, посадка прошла успешно ..

С практикой вы поймете, что можно сесть где угодно и куда угодно, куда вы запланировали.    

Упаковка кайта, сборка  

Когда вы закончите полет, потратьте несколько минут, чтобы упаковать ваш кайт правильно. Для этого убедитесь что стропы лежат параллельно друг другу и не перепутаны между собой, в следующий раз, когда вы захотите запустить змей у вас не будет уходить время на распутывание строп. Следом отсоедините стропы от воздушного змея (кайта) и аккуратно смотайте их, затем если в конструкции есть трубки и другие каркасные части, их следует разобрать и уложить аккуратно в специальный чехол, который кстати должен идти в комплекте с воздушным змеем. Следом за ними уложите в чехол и сам кайт и стропы. Еще такой совет, если есть время можете проверить стропы не вытянулись ли они, потому что после долгих полетов были случаи когда они растягивались и становились разной длины. 


Ремонт

Случаи, когда воздушный змей ломается к сожалению неизбежны. Будь то это обычный прокол купола, или сломанные части конструкции , без специальных ремонтных запчастей ремонт не выполнить. Самый лучший и пожалуй часто используемый материал для ремонта купола это - (ripstop) рипстоп из нейлона, тот же самый материал из которого выполнен ваш воздушный змей. Приобрести его можно в специализированных магазинах по продаже воздушных змеев. Обычного плана прокол ремонтируется прямо на месте в считанные минуты, и вы снова можете запускать кайт в небо. Ремонт лонжеронов без специальных запчастей практически не возможен, а при использовании их на месте починить кайт не всегда быстро, но выполнимо. 

Если вам кажется что сами вы не можете отремонтировать воздушный змей, или просто боитесь сделать что то не так, то всегда можете обратиться в специализированные магазины, которые по совместительству чаще всего являются кайт - клубами, там вам обязательно помогут!


Глава 4 - Изучение условий и режимов полета 

Так какие же условия необходимы для полета воздушного змея? В первую очередь конечно сила и плотность ветра, его скорость, модель воздушного змея и его конфигурации. Наверно не нужно объяснять, что при слабом ветре воздушные змеи не летают, не хватает мощности. В этом разделе мы будем изучать реакцию воздушного змея на условия ветра и способы влияния на реакцию змея. А так же что следует предпринять если условия будут не соответствовать норме. 

Когда вы управляете воздушным змеем, ваш кайт как правило с подветренной стороны. Как вы знаете в небе он перемещается по большому пространству, и в зависимости от направления ветра и района (части) неба в которой он находится меняется и его поведение .       

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Центральная линия -это воображаемая вертикальная линия прямо по ветру.

Центр ветра - это зона, в которой воздушный змей (кайт) имеет хорошую скорость и маневренность. Первые маневры как правило делают в центральной части ветра. Размер этой области не фиксирован, а изменяется в зависимости от силы и скорости ветра, погодных условий и конструкции змея. 

Край ветрового окна - это воображаемая линия от центральной линии к земле, распространяющаяся направо или налево от нее. Воздушный змей находящийся в крае ветрового окна имеет минимальную тягу, соответственно он менее маневренный. 

Между центром и краем кайт будет летать нормально, но медленнее чем в центре. Стоит помнить, что зона ветра увеличивается пропорционально силе ветра, в сильный ветер зона будет распространяться на 120 градусов, а в слабый угол уменьшается до 45. 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg 

 Глава 5 - Продвинутое пилотирование

Изучив предыдущие главы вы уже умеете запускать и сажать воздушный змей, научились выполнять некоторые маневры, а так же контролировать полет. В общем узнали всё самое необходимое, что нужно для приятного время препровождения с воздушным змеем. Но что делать если на этом не хочется останавливаться, и для вас трюки с воздушным змеем это что то большее чем просто ежедневное развлечение. В этом случае предлагаем продолжить изучение продвинутых навыков:


Управление полетом

Как вы наверно поняли, существуют два способа пилотирования : это игровая форма и практикующая.

Когда вы пилотируете воздушным змеем в игровой форме, ваше пилотирование ограничено какими то простыми трюками и вы не стремитесь чему то новому, ваша основная задача расслабиться , получать удовольствие и  дарить улыбку окружающим. Данная манера пилотирования позволяет отвлечься от мыслей которые вас беспокоят, предполагает расслабленность и  внутреннее спокойствие. 

Практикующая форма существенно отличается от игровой , так как имеет целенаправленность и высокую степень концентрации. Человек который хочет прогрессировать в навыках пилотирования нацелен на конкретные задачи, изучение конкретных маневров и поведения кайта. Естественно нет причин отделять одно от другого как совершенно далекие от друг друга вещи, одно другому не мешает так сказать. Вы легко можете какое то время играть а какое то время практиковать новые навыки. 

Горизонтальный полет

Горизонтальный полет выполняется вдоль линии горизонта, слева направо или справа налево, по прямой линии. Сделать это не так то просто ка на первый взгляд. 

Воздушные змеи, инструкция по запуску и эксплуатации.jpg

Вероятнее всего вам не удастся выполнить эти маневры "чисто", так как для их чистого выполнения необходима не только тренировка но и умение сосредоточиться и держать постоянный контроль. Вам необходимо научиться концентрировать свое внимание на руках и передавать кайту команды в точности такие, какие вам хочется видеть в его движении. Вы будете чувствовать увеличение или уменьшение напряженности строп в зависимости от того в какой части неба ваш воздушный змей. Лучшим упражнением для контроля змея не придумаешь, попробуйте пройти змейку , как представлено на рисунке выше сверху вниз, дойдя до самой нижней границы, которая может быть в метре от земли.

Прямой полёт

Далее в качестве следующего упражнения попробуйте мысленно "нарисовать" в небе прямые линии в любых направлениях, не обязательно вдоль линии горизонта. Используйте всё те же навыки концентрации и полного овладения воздушным змеем и у вас всё будет получаться, потому что кроме полного контроля от вас ничего не требуется. Как вы поняли, выполнить тот или иной трюк или маневр, запланированный ранее куда сложнее выписывать какие то обыкновенные маневры в произвольном порядке. 

Управление "дроссельной заслонкой"

Это понятие включает в себя увеличение мощности или уменьшение за счет одновременного натяжения или ослабления обоих строп. Контроль такого плана является высоким уровнем подготовки. Помните, усиление мощности рулем и газом это две разные вещи: рулевое означает изменение мощности относительно напряжения одной из строп по отношению к другой, а "дроссельное" подразумевает напряжение на обе стропы одновременно. Однако чаще всего вы будете использовать эти оба стиля одновременно. 

Вертикальная восьмерка

Выполняется практически так же как и горизонтальная восьмерка, за исключением одного, в верхних слоях воздуха воздушный змей двигается медленней. Для выполнения этого трюка на высшем уровне вам нужно будет проводить через центр восьмерки линии более плавные. 

 








 

Возврат к списку